-
Слово о молитве за усопших
Есть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? — Без сомнения те, которые, приметным или неприметным для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? — Не видно другой тому причины, кроме той, что не понятно, как действие молитвы простираться может так далеко, — даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый.
Человека, разсуждающаго таким образом спросил бы я: понятно ли обыкновенному разуму действие молитвы человека живущаго, — за другого живущаго, — особенно если молитва приносится за отсутствующаго, или же и за присутствующаго, но приносится для испрошения чего-либо нравственнаго и духовнаго, как-то: прощения грехов, исправления от пороков, укрощения страстей, просвещения, утверждения в добродетелях? Две души, каждая с своим собственным умом, волею, склонностями, свободою, не суть ли одна для другой два отдельные мира, — отдельные тем более, что преграждены телами? Как же молитва одной простирает свое действие на другую?
Если возьмутся изъяснить, как отдельность существа и свободы не мешает действовать молитве за живых: сим самым изъяснится, как та же отдельность не мешает молитве за усопших. Если скажут, что действие молитвы за живых возможно, хотя неизъяснимо разумом; то я скажу: не отвергайте же и действия молитвы за усопших потому только, что оно неизъяснимо, или таковым кажется.
А по моему мнению, в предметах веры безопаснее меньше умствовать, а более верить, и утверждаться не на мудровании собственном, а на Слове Божием. Слово же Божие говорит: ибо мы не знаем, о чем молиться как должно (Рим. 8, 26). Следственно по разуму, безъ благодати, не знаем, можно ли молиться за кого-нибудь. Но самъ Духъ, — продолжаетъ апостольское слово, — ходатайствуетъ о нас воздыханиями неизреченными, въ молитве каждаго, по его состоянию особенной; и тот же Духъ, для общаго руководства въ молитвах, наипаче общественных, явственно изрекает, о чесомъ подобаетъ молитися. Например: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Еще, если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. (1 Иоан. 5, 16). И еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго. (Иак. 5, 16). Послушаем еще, как святой апостол Павел и молится за других, и требует молитвы других. Молимся всегда за вас, пишет он к Солунянам, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас и вы въ Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Сол. 1, 11, 12). А далее в том же послании: итак, молитесь за нас, братие, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (3, 1). И в другом послании: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах (Ефес. 6, 18, 19).
Не собирая более свидетельств Священнаго Писания о молитве вообще, как о деле известном, приложим к особенному предмету настоящаго размышления те свидетельства, которые доселе приведены.
Если мы не знаем, о чем молиться, а для вразумления нашего незнания дано нам Священное Писание, которое может умудрить тебя во спасение, даже до того, что да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 15, 17): то от премудрости благости Духа Божия, изглаголавшаго это Писание, надлежит ожидать, что оно не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о томъ, о чем молитва была бы не угодна Богу. Чаяние сие оправдывается самым делом. Теперь же видели мы, как Священное Писание, заповедуя и молитву за всех человеков, от молитвы, Богу неугодной и человекам не полезной, предохраняет верующаго запрещением: Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Из сего следует, что если о молении за усопших и нет в Священном Писании особенной, определительной заповеди, а выводится оное только из понятий и заповедей о молитве, более общих; но если притом нет против сего моления в Священном Писании никакого запрещения, как и действительно нет: то самое сие незапрещение, самое молчание Священнаго Писания есть уже доказательство того, что моление за усопших Богу не противно, и человекам небезполезно.
Охотник до сомнений спросит: не излишне ли молиться о тех, которые умерли с верою и упованием? Ответствую: не излишне ли, повидимому, молиться о святых? Однако святый Павел велит молиться о всех святых. Не излишне ли молиться об апостолах, которые суть распространители благодати на всех прочих, и первые из святых в Церкви: иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолов (1 Кор. 12, 28)? Однако апостол Павел требует, чтобы молились о нем и не апостолы, и притом тогда, как он уже приближался к венцу за подвиги апостольства. Есть молитва в пользу самого Евангелия: чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, хотя Евангелие само есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1, 16): — можно ли бояться излишества в молитве за верующих?
Или, спросят,— не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертию телесною, — за тех, которые внутренно отпали отъ духовнаго тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностию, решительным и конечным противлением благодати Божией. Где просвещенному и безпристрастному оку явны признаки сей горькой смерти; там нет места утешению молитвы: Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.—Но что может сделать молитва о брате, согрешающем грехом не к смерти? Может дать ему жизнь. Неужели и умершему телесно? — Святый Иоанн, котораго словами теперь мы руководствуемся, не говорит: да; но не говорит и — нет. Он не запрещает молиться об умершем, тогда как запрещает молиться о грешнике отчаянном и безнадежном.
Всепроницательная премудрость Божия, въ Божественном Писании, не провозглашает довольно громко заповеди молиться за усопших, может быть для того, чтобы в надежде на сие пособие, не обленились живущие, ранее телесной смерти со страхом свое спасение соделовать. Но когда и не возбраняет сего рода молитв: не то ли сие значит, что еще позволяет бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда, и может быть часто, благопомощную вервь, отторгшимся от берега жизни временной, но не достигшим вечнаго пристанища душам, которыя между смертию телесною и последним всемирным судом Христовым, зыблются над бездною, то возвышаясь благодатию, то низводясь останками поврежденной природы, то восторгаясь Божественным желанием, то запутываясь въ грубой, еще не совсем совлеченной, одежде земных помышлений?
И вот, может быть, почему моление за усопших издревле существовало и существует в Церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь; но какъ благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры, и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторыя свидетельства.
Благодать даяния, пишет Сынъ Сираховъ, пред всяким живымъ да будет, и над мертвецом не возбрани благодати. Что значитъ здесь благодать даяния? Если это дар алтарю, то слова: над мертвецем не возбрани благодати, очевидно значит: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что благодатъ даяния значит благотворение бедному, то слова: над мертвецем не возбрани благодати, будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел Сын Сирахов: они обе предполагаютъ одно, им общее основание,—то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезныя дела ради усопшаго.
В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принес оную за воинов, умершихъ во грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивый не должен былъ осквернять рук своих (2 Мак. 12, 39 — 46).
С тех пор, как образовалось общественое Богослужение христианское, моление за усопших вошло в оное, как часть, постоянно к составу онаго принадлежащая. Свидетельствуют о сем все древния чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии святаго Иакова, брата Господня.
Посему нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.
Аще и грешен отъиде—говорит святый Златоуст,— елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, молъбами, и милостынями и при-ношениями. Не просто бо сия умышлена быша, ниже всуе творим памятъ о отшедших в Божественных тайнах, и о них приступаем, молящеся Агнцу лежащему, вземшему грех мира, но да отсюду будет им некая утеха (на 1 послание к Коринфяном беседа 41). И далее говорит: не ленимся убо отшедшим помогающе, и приносяще о них молитвы. Ибо общее лежит вселенныя очищение. И возможно есть отвсюду прощение им собрати яко то от приносимых за них даров, от святых с ними именуемых.
Не должно отрицать — говорит блаженный Августин, — что души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в церкви; но сие полезно толъко тем, которые в жизни заслужили то, чтобы им сие после было полезно (О вере, надежде и любви гл. 110).
Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55).
Но остережемся, чтоб после некраткаго священнослужения, не продлить слова до утомления. Для внимательныхъ довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердил себе следующия, не незнакомыя, но нередко забываемыя правила.
Первое: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.
Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за себя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечнаго покоя и блаженства въ Боге, присно блаженном и препрославленном во веки. Аминь.
Святитель Филарет Московский.
-
День пожилого человека
В нашей стране 1 октября отмечается День пожилого человека. В воскресение 5 октября в нашем храме поздравляли самых возрастных прихожан и прихожанок. Протоиерей Сергий Лобода как настоятель поздравил всех кто перешел 70 летний возрастной рубеж и пожелал крепости духовных и телесных сил. А воспитанники нашей воскресной школы в стихах и песнях так же поздравили наших самых взрослых прихожан и прихожанок и вручили им сладкие подарки.
-
Слово в день Воздвижения Честного и Животворящого Креста, «Положи мя, яко печать на сердце твоем, яко печать на мышце твоей»
С того времени, как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли воздвигать руки свои и осенять себя знамением св. креста, полагая его «яко печать» на челе своем, «яко печать» на сердце своем или персях, «яко печать» на своих мышцах. Это обычай всеобщий в православной Церкви, обычай всегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от времен св. апостолов. Но, употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хотя когда-нибудь, чтò за мысль лежит в основании этого благочестивого обычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне в день воздвижения честного и животворящого креста Господня нам весьма прилично, братие, размыслить, с какою целию мы воздвизаем на себе св. крест, когда молимся, и как должны воздвизать его.
Что есть молитва? Это вообще беседа человека с Богом. Как же мы осмелились бы беседовать с Богом, – мы, существа малыя и даже ничтожныя – с Существом высочайшим, рабы и даже последние из рабовъ – с Владыкою неба и земли, Царем царствующих и Господом господствующих, а главное – грешники, иногда величайшие грешники – с Существом святейшим, – как осмелились бы мы беседовать с Богом, если бы не осеняли себя знамением св. креста? Только крест нашего Спасителя примирил нас с Богом и искупил нас от виновности за грехи (Кол. 1, 19–22); только крест уничтожил то расстояние, которое отделяло нас от Бога, и соделал нас близкими и «присными» Ему (Ефес. 2, 13. 19); только чрез крест мы прияли того «духа сыноположения, о немже» можем «вопият: Авва, Отче» (Рим. 8, 15). Крестное знамение дает нам дерзновение и как бы право обращаться с молитвою к Богу.
Какое расположение души требуется при молитве? Чтобы достойно беседовать с Богом, мы должны удалить из души все греховное и нечистое и предстать пред Ним с святыми мыслями, желаниями и чувствованиями. Чем же скорее всего мы можем удалить из души своей греховные помыслы и пожелания, прогнать от себя самого духа злобы, всевающого в нас эти помыслы, как не знамением св. креста, которым побежден грех, побежден и диавол (Тит. 2, 14; Евр. 2, 14–15)? Чем скорее всего можем привлечь на себя всеосвящающую благодать, как не знамением св. креста, которым приобретены для нас все дары Св. Духа (Рим. 5, 15–17; 8, 32)? Крестное знамение может таким образом сообщать надлежащее настроение нашей душе, необходимое в молитве.
Какие предметы нашей молитвы? Иногда мы славословим Господа за Его безконечныя совершенства, иногда благодарим Его за безчисленныя благодеяния нам, иногда просим Его о своих нуждах. Но что значили бы пред Существом безпредельным наши скудныя славословия и благодарения, особенно истекающия из нашего нечистого сердца и от скверных устен, если бы не возвышались и не освящались они знамением св. креста? Что значили бы наши моления, наши вопли к Отцу небесному, если бы возносились они не «во имя» единородного Сына Его, нашего Искупителя, не под знамением Его креста (Иоан. 14, 14)? Только крестом избавлены мы от всех тех бедствий, духовных и телесных, о избавлении от которых мы молимся; только крестом приобретены нам все те блага, духовныя и телесныя, которых мы испрашиваем себе от Бога. Крестное знамение дает достоинство и силу нашей молитве.
Как же мы должны воздвизать на себе знамение св. креста, чтобы оно могло оказывать для нас свои спасительныя действия?
Прежде всего, мы должны воздвизать его с живою верою. Крестное знамение само по себе есть внешний знак, который может получать значение только от внутренняго смысла, какой мы с ним соединяем. И если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианского смысла и останется неугодным Богу: «без веры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6).
Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение св. креста, по заповеди православной Церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе св. крест тремя перстами вместе: тогда самым сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, – и следовательно самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так, в частности, и при употреблении крестного знамения. С другой стороны, этот обычай знаменаться тремя перстами потому еще достоин всего нашего уважения, что он всегда и везде употреблялся в православной Церкви, не только у нас в России, но и в Греции, Сирии, Палестине, Египте, Грузии, Болгарии и других странах мира, а не есть обычай новый и частный, каков обычай знаменаться двумя перстами, существующий у наших мнимых старообрядцев.
Наконец, должно возлагать на себе знамение св. креста так, чтобы действительно начертывался на нас св. крест, – и чтобы этот крест, по наставлению св. Церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижнимъ – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение св. креста во время молитвы и запечатлевая им свое «чело», «грудь» и «рамена», мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш «ум» с его мыслями и познаниями, наше «сердце» с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевныя и телесныя с их деятельностию. А посему как не рассудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностию, поспешностию и небрежностию, что вовсе не начертывают на себе св. креста, а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!
Понятно ли теперь, братие, что употребление нами крестного знамения при молитве есть одно из самых важных и таинственных священнодействий, которое св. Церковь предоставила совершать всякому верующему? Оно дает нам дерзновение обращаться с молитвою к Богу; оно настрояет нашу душу к молитве; оно сообщает силу и действенность нашим молитвам, словом: оно делает нашу молитву истинно-христианскою. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себе возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам св. Церковь. Аминь. Митрополит Макарий (Булгаков)
-
Рождество Пресвятой Богородицы
Внынешний день Святая Церковь празднует преславное Рождество от святых Иоакима и Анны Преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Её рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни святых Иоакима и Анны, плодом целожизненного их терпения и молитв, крепкой веры, победоносно сокрушавшей самые тяжкие для сердца испытания, плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Но святым Иоакиму и Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы Богодарованной им Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешении своего неплодства, о рождении Дщери по особенному к ним благоволению Божию и благовестию ангельскому.
Для нас этот благознаменательный день особенно должен быть торжественен и радостен, потому что рождение Дщери от святых Иоакима и Анны есть рождение Той Богоизбранной Девы, Которая, согласно предсказанию пророка Исаии, бессеменно зачала в чреве от Духа Святого и родила Сына — Еммануила, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти; есть явление виденной Иаковом лествицы, соединившей Небо с землею; предвиденной Иезекиилем двери заключенной, которою прошёл Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим; созидание дома Премудрости Божией, просветившей всякого человека, грядущего в мир и рассеявшей тьму неверия и заблуждений; словом, для нас Рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех обетований Божиих, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру той сокровенной от века и родов тайны, которая была предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.
Вот почему настоящий праздник есть начало праздников: он служит дверию к благодати и истине. Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость. «Ныне жезл Ааронов, от корене Давидова прозябший, ныне Дева Чистая происходит... Живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание... Еяже ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом». Поэтому Святая Церковь в нынешний день приглашает верующих вострубить «духовною цевницею» в честь Божией Матери, поклониться «пеленам» Её и прославить Господа, «Отверзшаго ложесна нераждающей и Давшаго Плод прежде неплодней... Имже ныне избавихомся древняго Адамова осуждения, и Емуже покланяющеся, воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество»! Преподобный Лев Оптинский
-
Молебен перед началом нового учебного года
Традиционно в преддверии нового учебного года в нашем храме совершается молебен для тех кто с 1 сентября возвращается в школу, институт и другие учебные заведения для получения новых знаний. После молебна настоятель нашего храма протоиерей Сергий Лобода поздравил всех студентов, школьников и преподавателей с наступающим Днем Знаний и новым учебным годом и пожелал ученикам усердия, усидчивости и вдохновения. А педагогам пожелал терпения и душевных сил. Так же отец Сергий обратил внимание, что очень важно не только постигать школьную и студенческую программы, но необходимо учится любить одноклассников, уважать преподавателей и с почтением относиться к родителям. В завершении батюшка в благословение окропил всех Святой водой.
-
Успение Пресвятой Богородицы
Торжество жизни
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня празднуем день Успения, упокоения Пресвятой Девы Богородицы. Это наш престольный праздник, но это тоже престольный праздник всей Русской Церкви издревле.
Как можно праздновать день успения, день смерти? Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом.
В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…
На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой всё побеждающей, всё очищающей, всё преображающей любви. Поэтому когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним, и сказать: Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня – но я радуюсь о том, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе…
Мы не напрасно говорим также о том, что успенье, как столько раз напоминает нам апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения.
И вот, празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен.
Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…
Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.
Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!
И как дивно, что Русская Церковь еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский
-
Слово на предпразднство Преображения Господня
Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве.
Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. "Но как это возможно? — спросим мы.— Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?" И гора Фавор — далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,— восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.
Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.
Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников (Мф. 17, 1, 2). Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: ... на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.
Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению.
Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.
Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ — этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.
Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)
-
Слово в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.
Сегодня еще мы празднуем память ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа – замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется. Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара. Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину.
Матери, это касается вас. Для вас это большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда встретятся такие моменты испытания вашей веры, подражайте матери Соломонии и мученикам Маккавеям. Не отрекайтесь от Господа ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.
Иисус Христос говорит в святом Евангелии: «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34–35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.
Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры — ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.
Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать
Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя — и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положить деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни: ты не сегодня-завтра умрешь — и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.
Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его.
Аминь.
Архимандрит Алипий (Воронов)
-
Борисо-Глебский листок декабрь 2025
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИПОВ) ПОСТ.
(28 ноября 2025 – 6 января 2026 г.г)
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.
Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу. Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов.
Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, чем в монастырях, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).
--------------------------------------------------------------------------------
Неделя 25-я по Пятидесятнице
ПРП. НИКОНА, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, УЧЕНИКА ПРП.СЕРГИЯ.
(30 ноября по н.ст., воскресенье) Рождественский пост.
Ученик преподобного Сергия Радонежского. Родился в Юрьеве-Польском. В юном возрасте, услышав об Ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте.
Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву Лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником.
Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился.
При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского.
После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной.
Сегодня дома читаем: от Матфея (10:1,58), от Луки (12:16-21)
--------------------------------------------------------------------------------
СВ.НИКОЛАЯ ВИНОГРАДОВА ИСПОВЕДНИКА, ПРЕСВИТЕРА.
(1 декабря по н.ст., понедельник) Рождественский пост.
25 июля 1908 года, за полгода до своей кончины, святой праведный Иоанн Кронштадтский записывает в своем дневнике карандашом: «Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово». О причинах появления этой записи остается только гадать. Известно, что именно в эти дни отец Иоанн объезжал Ярославскую епархию. Видимо, не мог один святой, широко известный на всю Россию и уже заканчивающий путь своей жизни во Христе, не заметить и не отметить другого, которому не суждено будет приобрести такую же известность, но который стяжает святость подвигом исповедания Христовой веры. Отец Иоанн Кронштадтский как бы указывает нам на скромного священника села Малахово, как на образец того, как надо жить во Христе даже в самую лютую годину.
Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.
Сегодня дома читаем: от Луки (27:20-25)
--------------------------------------------------------------------------------
СВТ. ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА), МИТР. МОСКОВСКОГО.
(2 декабря по н.ст., вторник). Рождественский пост.
Оценка жизни и трудов свт. Филарета
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):
Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится.
Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях.
Сегодня дома читаем: от Луки (17:26-37)
--------------------------------------------------------------------------------
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»
(2 декабря по н.ст., вторник). Рождественский пост.
Иконе молятся при параличе и расслаблении, об исцелении страждущих головной болью, об исцелении душевных и телесных болезней при немоте,
косноязычии, заикании.
Первые упоминания об иконе встречаются еще в письменах Византии. В документах XVII в упоминается ее принадлежность патриарху Афанасию III (Константинополь). Благодаря ему, в 1653 г она попадает на русскую землю. Как не стало обладателя (1654 г), складень переходит в Ватопедский монастырь.
Афанасий III жил и служил Господу в Ватопедском монастыре (св. Афон). В 1849 г на келейном месте предстоятеля византийской церкви стал действовать всемирно известный в дальнейшем Свято-Андреевский скит. Икона Божией Матери была передана как благословение игумену Виссариону.
В те времена, чтобы собирать средства для скита, в Санкт-Петербург был отправлен иеромонах Феодорит. Для поддержания в столь важном деле ему посылается и икона «В скорбях и печалях утешение». Летом 1853 г сначала она на корабле прибывает в Одессу и только потом уже в столицу.
К сожалению, пока образ доставляли в Санкт-Петербург, его повредили. Целых 6 лет икона путешествовала с Феодоритом, когда тот выполнял свое важное поручение. В обитель на св. Афон возвращение иконы состоялось лишь в 1859 г.
--------------------------------------------------------------------------------
ПРМЦ. ТАТИАНЫ ФОМИЧЕВОЙ.
(3 декабря по н. ст., среда). Рождественский пост.
Новомученица, причислена к лику святых в 2000 году. Родилась в 1897 году в семье крестьян. В 1916 году поступила в Борисоглебский монастырь. После закрытия обители вернулась в родной дом. В мае 1931 года была арестована. До 1934 года находилась в исправительно-трудовом лагере. После освобождения поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района. Там она помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру. В 1937 году была вторично арестована вместе с отцом Владимиром. Татиану Фомичеву приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там она и скончалась.
Сегодня дома читаем: от Иоанна (10:9-16)
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(4 декабря по н. ст., четверг) Рождественский пост.
Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы, дали обет посвятить дитя Богу. Мать благоговейно относилась к богоданному младенцу; поместив девочку в особое место в доме, ухаживать за ней пригласила непорочных отроковиц из Храма; и нога ее не касалась земли с того дня, как девочка пошла в шесть месяцев, и до дня Введения во Храм в три года.
Родители хотели, чтобы день этот стал праздником для ребенка. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках, привели ее в Иерусалимский храм Сам первосвященник со множеством священников встречал ее. Девочке нужно было подняться по ступеням, слишком высоким для нее, но Анна, нисколько не сомневаясь, поставила Марию на первую ступень, и девочка неожиданно легко и быстро поднялась до верхней — пятнадцатой. Здесь первосвященник, по внушению свыше, встретив младенца Марию, ввел ее в Святая Святых — место, где находился Ковчег Завета, место Божественного Присутствия, куда священник входил раз в году с очистительной и жертвенной кровью. Народ и священники дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, поручив дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Девочка осталась в помещении для девственниц при храме, где воспитывались посвященные на служение Богу, читали Священное Писание, вышивали священные покровы для храма. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы, сокровенна и ее жизнь в Иерусалимском храме. Предание говорит, что, возрастая в любви к Богу, пищу она принимала из рук Ангела.
Праздник посвящения Девы Марии Господу существовал еще у древних христиан, а св. царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий; Сия есть селение небесное. (Кондак, глас 4-й).
Сегодня дома читаем: от Луки (1:39-49,56)