Храм Воздвижения Креста Господня Могилевская епархия
Белорусского Экзархата Московского Патриархата

Новости

  • Новости
  • Галерея
  • Воскресная школа
  • Расписание богослужений
  • Правила поведения в храме
  • Святыни собора
  • История
  • Календарь
  • Контакты
  • Слово о молитве за усопших

    Есть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? — Без сомнения те, которые, приметным или неприметным для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? — Не видно другой тому причины, кроме той, что не понятно, как действие молитвы простираться может так далеко, — даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый.
    Человека, разсуждающаго таким образом спросил бы я: понятно ли обыкновенному разуму действие молитвы человека живущаго, — за другого живущаго, — особенно если молитва приносится за отсутствующаго, или же и за присутствующаго, но приносится для испрошения чего-либо нравственнаго и духовнаго, как-то: прощения грехов, исправления от пороков, укрощения страстей, просвещения, утверждения в добродетелях? Две души, каждая с своим собственным умом, волею, склонностями, свободою, не суть ли одна для другой два отдельные мира, — отдельные тем более, что преграждены телами? Как же молитва одной простирает свое действие на другую?
    Если возьмутся изъяснить, как отдельность существа и свободы не мешает действовать молитве за живых: сим самым изъяснится, как та же отдельность не мешает молитве за усопших. Если скажут, что действие молитвы за живых возможно, хотя неизъяснимо разумом; то я скажу: не отвергайте же и действия молитвы за усопших потому только, что оно неизъяснимо, или таковым кажется.
    А по моему мнению, в предметах веры безопаснее меньше умствовать, а более верить, и утверждаться не на мудровании собственном, а на Слове Божием. Слово же Божие говорит: ибо мы не знаем, о чем молиться как должно (Рим. 8, 26). Следственно по разуму, безъ благодати, не знаем, можно ли молиться за кого-нибудь. Но самъ Духъ, — продолжаетъ апостольское слово, — ходатайствуетъ о нас воздыханиями неизреченными, въ молитве каждаго, по его состоянию особенной; и тот же Духъ, для общаго руководства въ молитвах, наипаче общественных, явственно изрекает, о чесомъ подобаетъ молитися. Например: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Еще, если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. (1 Иоан. 5, 16). И еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго. (Иак. 5, 16). Послушаем еще, как святой апостол Павел и молится за других, и требует молитвы других. Молимся всегда за вас, пишет он к Солунянам, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас и вы въ Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Сол. 1, 11, 12). А далее в том же послании: итак, молитесь за нас, братие, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (3, 1). И в другом послании: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах (Ефес. 6, 18, 19).
    Не собирая более свидетельств Священнаго Писания о молитве вообще, как о деле известном, приложим к особенному предмету настоящаго размышления те свидетельства, которые доселе приведены.
    Если мы не знаем, о чем молиться, а для вразумления нашего незнания дано нам Священное Писание, которое может умудрить тебя во спасение, даже до того, что да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 15, 17): то от премудрости благости Духа Божия, изглаголавшаго это Писание, надлежит ожидать, что оно не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о томъ, о чем молитва была бы не угодна Богу. Чаяние сие оправдывается самым делом. Теперь же видели мы, как Священное Писание, заповедуя и молитву за всех человеков, от молитвы, Богу неугодной и человекам не полезной, предохраняет верующаго запрещением: Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Из сего следует, что если о молении за усопших и нет в Священном Писании особенной, определительной заповеди, а выводится оное только из понятий и заповедей о молитве, более общих; но если притом нет против сего моления в Священном Писании никакого запрещения, как и действительно нет: то самое сие незапрещение, самое молчание Священнаго Писания есть уже доказательство того, что моление за усопших Богу не противно, и человекам небезполезно.
    Охотник до сомнений спросит: не излишне ли молиться о тех, которые умерли с верою и упованием? Ответствую: не излишне ли, повидимому, молиться о святых? Однако святый Павел велит молиться о всех святых. Не излишне ли молиться об апостолах, которые суть распространители благодати на всех прочих, и первые из святых в Церкви: иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолов (1 Кор. 12, 28)? Однако апостол Павел требует, чтобы молились о нем и не апостолы, и притом тогда, как он уже приближался к венцу за подвиги апостольства. Есть молитва в пользу самого Евангелия: чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, хотя Евангелие само есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1, 16): — можно ли бояться излишества в молитве за верующих?
    Или, спросят,— не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертию телесною, — за тех, которые внутренно отпали отъ духовнаго тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностию, решительным и конечным противлением благодати Божией. Где просвещенному и безпристрастному оку явны признаки сей горькой смерти; там нет места утешению молитвы: Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.—Но что может сделать молитва о брате, согрешающем грехом не к смерти? Может дать ему жизнь. Неужели и умершему телесно? — Святый Иоанн, котораго словами теперь мы руководствуемся, не говорит: да; но не говорит и — нет. Он не запрещает молиться об умершем, тогда как запрещает молиться о грешнике отчаянном и безнадежном.
    Всепроницательная премудрость Божия, въ Божественном Писании, не провозглашает довольно громко заповеди молиться за усопших, может быть для того, чтобы в надежде на сие пособие, не обленились живущие, ранее телесной смерти со страхом свое спасение соделовать. Но когда и не возбраняет сего рода молитв: не то ли сие значит, что еще позволяет бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда, и может быть часто, благопомощную вервь, отторгшимся от берега жизни временной, но не достигшим вечнаго пристанища душам, которыя между смертию телесною и последним всемирным судом Христовым, зыблются над бездною, то возвышаясь благодатию, то низводясь останками поврежденной природы, то восторгаясь Божественным желанием, то запутываясь въ грубой, еще не совсем совлеченной, одежде земных помышлений?
    И вот, может быть, почему моление за усопших издревле существовало и существует в Церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь; но какъ благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры, и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторыя свидетельства.
    Благодать даяния, пишет Сынъ Сираховъ, пред всяким живымъ да будет, и над мертвецом не возбрани благодати. Что значитъ здесь благодать даяния? Если это дар алтарю, то слова: над мертвецем не возбрани благодати, очевидно значит: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что благодатъ даяния значит благотворение бедному, то слова: над мертвецем не возбрани благодати, будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел Сын Сирахов: они обе предполагаютъ одно, им общее основание,—то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезныя дела ради усопшаго.
    В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принес оную за воинов, умершихъ во грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивый не должен былъ осквернять рук своих (2 Мак. 12, 39 — 46).
    С тех пор, как образовалось общественое Богослужение христианское, моление за усопших вошло в оное, как часть, постоянно к составу онаго принадлежащая. Свидетельствуют о сем все древния чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии святаго Иакова, брата Господня.
    Посему нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.
    Аще и грешен отъиде—говорит святый Златоуст,— елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, молъбами, и милостынями и при-ношениями. Не просто бо сия умышлена быша, ниже всуе творим памятъ о отшедших в Божественных тайнах, и о них приступаем, молящеся Агнцу лежащему, вземшему грех мира, но да отсюду будет им некая утеха (на 1 послание к Коринфяном беседа 41). И далее говорит: не ленимся убо отшедшим помогающе, и приносяще о них молитвы. Ибо общее лежит вселенныя очищение. И возможно есть отвсюду прощение им собрати яко то от приносимых за них даров, от святых с ними именуемых.
    Не должно отрицать — говорит блаженный Августин, — что души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в церкви; но сие полезно толъко тем, которые в жизни заслужили то, чтобы им сие после было полезно (О вере, надежде и любви гл. 110).
    Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55).
    Но остережемся, чтоб после некраткаго священнослужения, не продлить слова до утомления. Для внимательныхъ довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердил себе следующия, не незнакомыя, но нередко забываемыя правила.
    Первое: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.
    Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за себя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечнаго покоя и блаженства въ Боге, присно блаженном и препрославленном во веки. Аминь.
    Святитель Филарет Московский.

    Image news
  • День пожилого человека

    В нашей стране 1 октября отмечается День пожилого человека. В воскресение 5 октября в нашем храме поздравляли самых возрастных прихожан и прихожанок. Протоиерей Сергий Лобода как настоятель поздравил всех кто перешел 70 летний возрастной рубеж и пожелал крепости духовных и телесных сил. А воспитанники нашей воскресной школы в стихах и песнях так же поздравили наших самых взрослых прихожан и прихожанок и вручили им сладкие подарки.

    Image news
  • Слово в день Воздвижения Честного и Животворящого Креста, «Положи мя, яко печать на сердце твоем, яко печать на мышце твоей»

    С того времени, как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли воздвигать руки свои и осенять себя знамением св. креста, полагая его «яко печать» на челе своем, «яко печать» на сердце своем или персях, «яко печать» на своих мышцах. Это обычай всеобщий в православной Церкви, обычай всегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от времен св. апостолов. Но, употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хотя когда-нибудь, чтò за мысль лежит в основании этого благочестивого обычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне в день воздвижения честного и животворящого креста Господня нам весьма прилично, братие, размыслить, с какою целию мы воздвизаем на себе св. крест, когда молимся, и как должны воздвизать его.

    Что есть молитва? Это вообще беседа человека с Богом. Как же мы осмелились бы беседовать с Богом, – мы, существа малыя и даже ничтожныя – с Существом высочайшим, рабы и даже последние из рабовъ – с Владыкою неба и земли, Царем царствующих и Господом господствующих, а главное – грешники, иногда величайшие грешники – с Существом святейшим, – как осмелились бы мы беседовать с Богом, если бы не осеняли себя знамением св. креста? Только крест нашего Спасителя примирил нас с Богом и искупил нас от виновности за грехи (Кол. 1, 19–22); только крест уничтожил то расстояние, которое отделяло нас от Бога, и соделал нас близкими и «присными» Ему (Ефес. 2, 13. 19); только чрез крест мы прияли того «духа сыноположения, о немже» можем «вопият: Авва, Отче» (Рим. 8, 15). Крестное знамение дает нам дерзновение и как бы право обращаться с молитвою к Богу.

    Какое расположение души требуется при молитве? Чтобы достойно беседовать с Богом, мы должны удалить из души все греховное и нечистое и предстать пред Ним с святыми мыслями, желаниями и чувствованиями. Чем же скорее всего мы можем удалить из души своей греховные помыслы и пожелания, прогнать от себя самого духа злобы, всевающого в нас эти помыслы, как не знамением св. креста, которым побежден грех, побежден и диавол (Тит. 2, 14; Евр. 2, 14–15)? Чем скорее всего можем привлечь на себя всеосвящающую благодать, как не знамением св. креста, которым приобретены для нас все дары Св. Духа (Рим. 5, 15–17; 8, 32)? Крестное знамение может таким образом сообщать надлежащее настроение нашей душе, необходимое в молитве.

    Какие предметы нашей молитвы? Иногда мы славословим Господа за Его безконечныя совершенства, иногда благодарим Его за безчисленныя благодеяния нам, иногда просим Его о своих нуждах. Но что значили бы пред Существом безпредельным наши скудныя славословия и благодарения, особенно истекающия из нашего нечистого сердца и от скверных устен, если бы не возвышались и не освящались они знамением св. креста? Что значили бы наши моления, наши вопли к Отцу небесному, если бы возносились они не «во имя» единородного Сына Его, нашего Искупителя, не под знамением Его креста (Иоан. 14, 14)? Только крестом избавлены мы от всех тех бедствий, духовных и телесных, о избавлении от которых мы молимся; только крестом приобретены нам все те блага, духовныя и телесныя, которых мы испрашиваем себе от Бога. Крестное знамение дает достоинство и силу нашей молитве.

    Как же мы должны воздвизать на себе знамение св. креста, чтобы оно могло оказывать для нас свои спасительныя действия?

    Прежде всего, мы должны воздвизать его с живою верою. Крестное знамение само по себе есть внешний знак, который может получать значение только от внутренняго смысла, какой мы с ним соединяем. И если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианского смысла и останется неугодным Богу: «без веры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6).
    Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение св. креста, по заповеди православной Церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе св. крест тремя перстами вместе: тогда самым сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, – и следовательно самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так, в частности, и при употреблении крестного знамения. С другой стороны, этот обычай знаменаться тремя перстами потому еще достоин всего нашего уважения, что он всегда и везде употреблялся в православной Церкви, не только у нас в России, но и в Греции, Сирии, Палестине, Египте, Грузии, Болгарии и других странах мира, а не есть обычай новый и частный, каков обычай знаменаться двумя перстами, существующий у наших мнимых старообрядцев.

    Наконец, должно возлагать на себе знамение св. креста так, чтобы действительно начертывался на нас св. крест, – и чтобы этот крест, по наставлению св. Церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижнимъ – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение св. креста во время молитвы и запечатлевая им свое «чело», «грудь» и «рамена», мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш «ум» с его мыслями и познаниями, наше «сердце» с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевныя и телесныя с их деятельностию. А посему как не рассудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностию, поспешностию и небрежностию, что вовсе не начертывают на себе св. креста, а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!

    Понятно ли теперь, братие, что употребление нами крестного знамения при молитве есть одно из самых важных и таинственных священнодействий, которое св. Церковь предоставила совершать всякому верующему? Оно дает нам дерзновение обращаться с молитвою к Богу; оно настрояет нашу душу к молитве; оно сообщает силу и действенность нашим молитвам, словом: оно делает нашу молитву истинно-христианскою. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себе возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам св. Церковь. Аминь. Митрополит Макарий (Булгаков)

    Image news
  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Внынешний день Святая Церковь празднует преславное Рождество от святых Иоакима и Анны Преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Её рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни святых Иоакима и Анны, плодом целожизненного их терпения и молитв, крепкой веры, победоносно сокрушавшей самые тяжкие для сердца испытания, плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Но святым Иоакиму и Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы Богодарованной им Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешении своего неплодства, о рождении Дщери по особенному к ним благоволению Божию и благовестию ангельскому.

    Для нас этот благознаменательный день особенно должен быть торжественен и радостен, потому что рождение Дщери от святых Иоакима и Анны есть рождение Той Богоизбранной Девы, Которая, согласно предсказанию пророка Исаии, бессеменно зачала в чреве от Духа Святого и родила Сына — Еммануила, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти; есть явление виденной Иаковом лествицы, соединившей Небо с землею; предвиденной Иезекиилем двери заключенной, которою прошёл Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим; созидание дома Премудрости Божией, просветившей всякого человека, грядущего в мир и рассеявшей тьму неверия и заблуждений; словом, для нас Рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех обетований Божиих, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру той сокровенной от века и родов тайны, которая была предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

    Вот почему настоящий праздник есть начало праздников: он служит дверию к благодати и истине. Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость. «Ныне жезл Ааронов, от корене Давидова прозябший, ныне Дева Чистая происходит... Живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание... Еяже ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом». Поэтому Святая Церковь в нынешний день приглашает верующих вострубить «духовною цевницею» в честь Божией Матери, поклониться «пеленам» Её и прославить Господа, «Отверзшаго ложесна нераждающей и Давшаго Плод прежде неплодней... Имже ныне избавихомся древняго Адамова осуждения, и Емуже покланяющеся, воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество»! Преподобный Лев Оптинский

    Image news
  • Молебен перед началом нового учебного года

    Традиционно в преддверии нового учебного года в нашем храме совершается молебен для тех кто с 1 сентября возвращается в школу, институт и другие учебные заведения для получения новых знаний. После молебна настоятель нашего храма протоиерей Сергий Лобода поздравил всех студентов, школьников и преподавателей с наступающим Днем Знаний и новым учебным годом и пожелал ученикам усердия, усидчивости и вдохновения. А педагогам пожелал терпения и душевных сил. Так же отец Сергий обратил внимание, что очень важно не только постигать школьную и студенческую программы, но необходимо учится любить одноклассников, уважать преподавателей и с почтением относиться к родителям. В завершении батюшка в благословение окропил всех Святой водой.

    Image news
  • Успение Пресвятой Богородицы

    Торжество жизни
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Мы сегодня празднуем день Успения, упокоения Пресвятой Девы Богородицы. Это наш престольный праздник, но это тоже престольный праздник всей Русской Церкви издревле.
    Как можно праздновать день успения, день смерти? Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом.
    В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…
    На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой всё побеждающей, всё очищающей, всё преображающей любви. Поэтому когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним, и сказать: Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня – но я радуюсь о том, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе…
    Мы не напрасно говорим также о том, что успенье, как столько раз напоминает нам апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения.
    И вот, празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен.
    Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…
    Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.
    Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!
    И как дивно, что Русская Церковь еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский

    Image news
  • Слово на предпразднство Преображения Господня

    Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве.
    Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. "Но как это возможно? — спросим мы.— Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?" И гора Фавор — далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,— восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.
    Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.
    Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников (Мф. 17, 1, 2). Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: ... на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.
    Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению.
    Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.
    Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ — этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.
    Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
    К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь.
    Патриарх Пимен (Извеков)

    Image news
  • Слово в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
    В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.
    Сегодня еще мы празднуем память ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа – замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется. Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара. Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину.
    Матери, это касается вас. Для вас это большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда встретятся такие моменты испытания вашей веры, подражайте матери Соломонии и мученикам Маккавеям. Не отрекайтесь от Господа ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.
    Иисус Христос говорит в святом Евангелии: «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34–35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.
    Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры — ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.
    Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать
    Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя — и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положить деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни: ты не сегодня-завтра умрешь — и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.
    Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его.
    Аминь.
    Архимандрит Алипий (Воронов)

    Image news
  • Борисо-Глебский листок ноябрь - декабрь 2025

    МУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ ЛЕБЕДЕВА.
    (11 ноября по н. ст., вторник)
    Мученица Анастасия (Анастасия Алексеевна Лебедева) родилась в 1899 г. в д. Назарово Пошехонского уезда в крестьянской семье. Была ревностной христианкой. После смерти в 1930 г. мужа она, имея на иждивении трех детей, одна вела крестьян-ское хозяйство; после обложения непосильным налогом была вынуждена вступить в колхоз. Через несколько лет она была избрана председателем церковного совета в с. Гужово Даниловского района. Анастасия Алексеевна была арестована в апреле 1937 г. как участница “антисоветской группы церковников”. На допросах держалась твердо, отрицая вымышленную вину. Ее приговорили к 8 годам заключения в концлагере, где мученица Анастасия скончалась в период Великой Отечественной войны.
    Сегодня дома читаем: от Луки (11:34 - 41)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ТЕРТИЙ, МАРК, ИУСТ И АРТЕМ ИЗ СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ.
    (12 ноября по н.ст., среда)
    Все они были из 70 апостолов. Святой Тертий был епископом в Иконии, после Сосинатра. Он крестил там всех, кого не успел крестить Сосинатр. Святой Марк был племянником апостола Варнавы. Епископствовал в Аполлониаде и уничтожил там служение идолам. Святой Иуст, иначе Иосиф, прозванный Варсавою, вместе с Матфеем вынимал жребий на место Иуды Искариотскаго. Святой Артема, или Арфема, был епископом в Листрах, истребил язычество и распространил христианство. Все сии апостолы скончались в мире.
    Сегодня дома читаем: от Луки (11:42-46)
    .--------------------------------------------------------------------------------
    ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАТОЛИЙ (БОТВИННИКОВ).
    (13 ноября по н. ст., четверг)
    Иеромонах. Уроженец с. Копани Могилевской губернии (ныне Чауский район). В 15 летнем возрасте с родителями переселился в Сибирь. Был послушником Николо-Теребинского монастыря Тверской епархии, где принял постриг и рукоположен во священнический сан. После закрытия обители служил на приходах Тверской (Калининской) епархии. В 1937 году был арестован за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность». Виновным себя не признал. Расстрелян 13 ноября 1037 года.
    Сегодня дома читаем: от Луки (11:47-12: 1).
    --------------------------------------------------------------------------------
    БЕЗСРЕБРЕННИКИ И ЧУДОТВОРЦЫ КОСМА И ДАМИАН АСИЙСКИЕ И МАТЕРЬ ИХ ПРЕПОДОБНАЯ ФЕОДОТИЯ.
    (14 ноября по н. ст., пятница)
    Происходили из Азии и были родными братьями. Своим благочестивым воспитанием обязаны матери Феодотии, которая, овдовев, посвятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Достигши возраста, святые Косма и Дамиан изучили врачебное искусство с той целию, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это доброе желание Господь даровал им такую силу, что все - и люди и животные, которых лечили святые - скоро выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, поэтому и назывались безсребнниками. Потрудившись для славы Божией и пользы ближних они мирно почили и были погребены в Феремане. Части мощей святых безсребренников имеются на Афоне. Сегодня дома читаем: от Матфея (10: 1,5-8).
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ КОНСТАНТИН ЮРГАНОВ И АНАНЙ АРИСТОВ
    (15 ноября по н. ст., суббота)
    Отец Константин Юрганов и отец Ананий Аристов и в жизни, и в святой мученической кончине оказались тесно связаны друг с другом. Уроженцы села Серга Пермского уезда Пермской губернии, они оба были рукоположены священниками в Крестовоздвиженскую церковь своего села. Можно предположить, что так батюшки мирно и честно и прослужили бы вместе до преклонных лет, наставляя и духовно окормляя односельчан, но наступили лихие годы революции.
    Оба священника были арестованы 16 июня 1918 года. Четыре с половиной месяца они провели в заключении, затем их обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 2 ноября. Отца Константина и отца Ананию отвезли в Пермь и расстреляли в саду Духовной семинарии.
    Эти Пермские новомученики были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года. Мы молимся и верим, что священномученик Константин со священномучеником Ананией и сейчас пребывают в Небесных обителях вместе, где ходатайствуют за свою страну и за свой народ перед Творцом всех.
    Сегодня дома читаем: от Луки (9:1-6)
    --------------------------------------------------------------------------------
    Неделя 21-я по Пятидесятнице
    БЛАЖЕННОГО СИМОНА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО.
    (16 ноября по н.ст., воскресенье)
    Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской губернии. С юношеских лет, оставив родительский дом, ушел в дремучие леса около села Елнати и принял на себя подвиг юродства Христа ради.
    Когда елнатские поселяне, найдя его в лесу, привели в село, святой начал ходить по домам жителей, помогая им в исполнении самых трудных работ, а плату не брал.
    Зимой и летом святой ходил босой, в одной льняной рубахе, так что кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Прожив в Елнати 15 лет, святой переселился в г. Юрьевец-Поволжский. Здесь любимым местом его пребывания стали церковные паперти, где он возносил горячие молитвы ко Господу. За подвиг самоотречения блаженный Симон получил от Господа дары предвидения и чудо¬творения. Так, по его молитвам утих сильный пожар в городе, исцелился священник Олимпий, спасся от потопления в Волге некий горожанин Иосиф.
    Перед своей кончиной блаженный пришел в дом воеводы Феодора Петелина, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Здесь св. Симон тяжко заболел. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, блаженный мирно почил 4 ноября 1584 г.
    Сегодня дома читаем: от Луки (8:41-56)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН (БЕЛАВИН), Патриарх Московский и всея Руси.
    (18 ноября по н. ст., вторник)
    Патриарх Московский и всея Руси. В 1914-1917 годах управлял Виленской епархией. В состав которой частично входила территория нынешних Новогрудской, Гродненской и Полоцкой епархий.
    Избрание на Патриарший престол.
    В 1917 году решением Всероссийского Священного Собора в Москве произошло избрание патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя. Митрополит Евлогий описал этот момент: «Все с трепетом ждали, кого Господь назовет. По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (недалеко от Троице - Сергиевой Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Словно электрическая искра пробежала по молящимся. Раздался возглас митрополита «Аксиос!» который потонул в единодушном «Аксиос! Аксиос!» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел: «Тебе Бога хвалим. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание патриарха для всех - радость обретения в дни смуты заступника предстателя, молитвенника за русский народ. Всем хотелось верить, что с патриархом раздоры как-то изживутся».
    Сегодня дома читаем: от Луки (10:9-16), от Иоанна (10:9-16)
    --------------------------------------------------------------------------------
    ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.
    (19 ноября по н.ст., среда).
    Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах – сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2Сол.3:10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
    Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нём. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
    Сегодня дома читаем: от Луки (12:48-59)
    --------------------------------------------------------------------------------
    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫГРАНИЕ (УГРЕШСКАЯ)»
    (20 ноября по н.ст., четверг)
    На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.
    Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».
    После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.
    Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».
    Сегодня дома читаем: от Луки (13: 1-9), от Матфея (4:25-5:12)

    
    СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ.
    (21 ноября по ст., пятница)
    День этот - праздник св. ангелов, так называемый собор (т.е. церковное собрание или праздник) архистратига Михаила и прочих безплотных сил. Кроме мира видимого есть еще мир невидимый. Сей невидимый мир сотворен Богом прежде видимаго. Невидимый мир составляют так называемые ангелы , т.е. существа духовныя или безтелесныя, подобно Самому Богу, и одаренныя умом, волею и могуществом. Все ангелы разделяются на девять чинов или степеней, а сии чины разделяются на три лика или иерархии. К первому лику принадлежат: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ко второму: Господства, Сила и Власти. К третьему: Начала, Архангелы и Ангелы. Имя Серафим значит пламенный, огненный. Серафимы, как самые ближние к Богу, отличаются пламенною любовью к Нему и возбуждют в других такую же любовь. Херувим значит разумение. Херувимы называются многоочитыми, потому что обладают великою мудростью, дают и другим такую мудрость. Престолы - на них почивает Бог благодатно и непостижимо. Господства - господствующие над другими ангелами. Силы - чрез которых Господь творит чудеса. Власти - имеющие большую власть над диаволом и охраняющие людей от его искушений. Начала - начальствующие над ангелами и управляющие царствами и обществами человеческими. Архангелы - благовестники и провозвестники высших тайн Божиих и утверждающие веру между людьми. Ангелы - вестники меньших тайн Божиих, ближайшие к людям, их хранители. Ангелы суть ближайшие слуги Божии, они проповедуют величие Божие и возвещают волю Его людям. Они и хранители человеков, целых государств и селений их и каждого человека в частности. Они заботятся о хранении нас от бед и об укреплении нас в добродетели, внушают нам борьбу со злыми духами, помогают в этой борьбе, радуются, когда мы исполняем волю Божию и горько скорбят, когда мы прогневляем Бога своими грехами. Святой архистратиг Михаил почитается главным вождем небесных сил, что и значит с греческаго самое слово архистратиг (т.е. военноначальник). Когда сатана возстал против Господа и увлек за собою множество других духов, тогда он явился защитником славы Божией. Собрал прочих ангелов и удержал их в повиновении Богу.
    Сонм святых ангелов многочислен, но из Писания и Предания известны только следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремил. Месяц ноябрь избран для праздника святым ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, и числом девять соответствует 9 чинам ангельским.
    Сегодня дома читаем: от Луки (10: 16-21), от Матфея (13: 24-30, 36-43)
    

    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
    (22 ноября по н. ст., суббота)
    Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» - древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание – являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
    На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
    В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
    В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами — особенно исцелениями от падучей и беснования. Списков существовало много, но ниже перечислены лишь наиболее известные из них.
    В Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Владимирских ворот Китай-города (Москва).
    Сегодня дома читаем: от Луки (1:39-49, 56)
    --------------------------------------------------------------------------------
    Неделя 24-я по Пятидесятнице
    МУЧЕНИКА СТЕФАНА ДЕЧАНСКОГО
    (23 ноября по н.ст., воскресенье)
    Святой Стефан был старшим сыном короля Милутина. Мученической была его земная жизнь, мученической была и кончина. Его отец по наущению мачехи Стефана отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Святитель Николай Чудотворец явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне, и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету император выслал из столицы еретика Варлаама. С чудесно возвращенным зрением Стефан вернулся в родную Сербию, где правил в течении десяти лет. Он построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, в котором его нетленные мощи почитаются даже местными мусульманами.
    Сегодня дома читаем: от Луки (10:25 -37)
    --------------------------------------------------------------------------------
    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ (КИКСКАЯ)».
    (25 ноября по н. ст., вторник)
    Неизвестно, когда точно это произошло, но Киккское изображение Пресвятой Девы с Сыном до срединной своей части (наискосок от нижнего правого до верхнего левого угла) «укрылась» пеленой. Этот покров не даёт молящимся увидеть лики Матери и Сына, но никто не стремится нарушить их уединение. Более того, вся Киккская икона Божией Матери целиком скрыта от посторонних взглядов под покрывалом красного бархата.
    Предания гласят, что икона Божией Матери «Милостивая» является творением евангелиста Луки. Нарекли её так потому, что на ней Богородица умоляет Иисуса о сохранении рода человеческого. Другое её название, «Киккская» или «Киккиотиса», родилось от наименования горы Киккос (остров Кипр). В облике Киккской святыни есть необычайная особенность. Неизвестно когда и как изменилось изображение, но его часть от верхнего левого, до правого нижнего угла словно бы покрылась пеленой, скрывающей лики Богомладенца и его Матери. После написания образ был передан апостолом Лукой в египетскую христианскую общину. Лик Богоматери оставался в Египте почти до окончания 10-го века. В 980 году там начались гонения на всех, кто веровал в Единого Бога и «Милостивую» Царицу Небесную переправили в Константинополь, и местом её пребывания до конца 12-говека стал царский дворец.
    Киккская гора стала местом храма и монастыря, названного Императорским, в честь правителя Мануила Вутомита предоставившего средства на его создание. В монастырских летописях существует огромное количество записей, свидетельствующих о чудотворной силе иконы. Её благодать распространяется не только на христиан, но и на представителей других конфессий, на всех, кто страдает от скорбей и болезней.
    Так, например, она помогла рабе Божией Анне, посетившей многих врачей и побывавшей в бесчисленном количестве клиник, излечиться от бесплодия. Женщина заказала в храме молебен о здравии перед «Услышательницей», а сама возносила ей долгие и горячие мольбы. Спустя некоторое время она зачала, благополучно выносила и родила дочь.
    А рабе Ангелине Богоматерь помогла, ответив на просьбы о её сыне, который всё-таки смог подыскать достойную работу и встретиться со своей будущей супругой.
    И это лишь некоторые примеры великой чудодейственной силы образа «Милостивой» Богородицы.
    Сегодня дома читаем: от Луки (14:25-35), от Луки (15:1-10)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.
    (26 ноября по ст., среда)
    Ему молятся при различных немощах, особенно при тяжком духовном недуге – отчаянии.
    Родился в Антиохии, в 354 году от богатых и знатных родителей. Еще малюткою лишился отца. Мать его Анфиса была очень благочестивою женщиною. Не вышла замуж во второй раз и посвятила себя воспитанию сына. Иоанн, следуя внушению и совету матери, был для нея радостию и утешением. Кончив образование, он сделался было адвокатом и увлекся вихрем мирских развлечений и удовольствий. Василий, с которым подружился Иоанн в школе и который не любил мирских удовольствий, уговорил его оставить эту жизнь и посвятить себя Богу. Иоанн переменился. Многие смеялись над ним за его уединение, но Иоанн остался непреклонным. Хотел было поступить в монастырь. Но из уважения к матери, которая просила его не оставлять ея до смерти, остановился на время в своем решении. Василия скоро избрали в епископа. Хотели было посвятить в этот сан и Иоанна, но он скрылся, боясь принимать на себя высокий сан. В оправдание свое написал «Слово о священстве». Похоронив мать, Иоанн удалился в пустыню, находившуюся недалеко от Антиохии в горах. Возвратившись в Антохию был посвящен в диакона, а затем в пресвитера. На него возложена была обязанность говорить поучения к антиохийскому народу. Святой Златоуст потрудился с великою пользою в должности проповедника. Не только православные, но и еретики, иудеи и язычники собирались слушать его поучения. В своих поучениях св. Иоанн особенно вооружался против суеверий, скупости богачей, клеветы, гордости, возбуждал к вере, уважению к Церкви, к чтению Священнаго писания, попечению о детях, к милосердию, к терпению и другим добродетелям христианским. За свое красноречие получил название “Златоуста”. Неохотно принял св. Иоанн сан архиепископа Константинопольского. Сделавшись архиепископом с великой ревностию возстал против пороков столичных жителей, не щадил и вельмож, обличал и строго карал виновных из духовенства и всем этим возбудил во многих неудовольствие.
    Возненавидела его сама императрица Евдоксия, женщина суетная и корыстолюбивая. Она убедила мужа-императора собрать собор для суда над Златоустом. На соборе были все недоброжелатели Иоанна и осудили его на заточение. Во избежании волнения в народе, Иоанн тайно от народа предал себя в руки чиновников. В следующую же ночь по удалении Иоанна сделалось в Константинополе сильное землетрясение, так что царица, видя в этом гнев Божий за невинное осуждение архипастыря, упросила императора возвратить Златоуста. Народ несказанно радовался возвращению архипастыря.
    Но скоро опять разгневалась на Иоанна императрица, и его снова осудили на заточение. На пути в заточение св. Златоуст и скончался. Это было в 407 г. в городе Комане. Святой Иоанн оставил после себя весьма много сочинений. Почему, подобно Василию Великому и Григорию Богослову, назван вселенским и великим учителем. Часть головы св. Иоанна Златоуста находится в Москве, в Успенском соборе.
    Сегодня дома читаем: от Иоанна (10:9-16)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФИЛИПП.
    Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост
    (27 ноября по ст. ст., четверг)
    Был из 12 апостолов. Происходил из г. Вифсанды, вместе с апостолами Петром и Андреем. В ранней юности он отдан был учиться и, читая Священное писание, узнал пророчества об ожидаемом Мессии. Всею душою полюбил Его и очень желал видеть Его. Когда явился с проповедию своею о Христе предтеча Его Иоанн, то св. Филипп покинул родину и сделался его учеником. Узнав от Иоанна, что Мессия уже пришел, он очень желал, чтобы Господь позвал его следовать за Собою. И это скоро случилось.
    Встретив однажды Филиппа, Иисус Христос сказал ему: «Иди за Мною», и с этого времени Филипп сделался ревностным учеником Христовым. Он призывал в ученики ко Христу друга своего Иоанна или Варфоломея. Во время прощальной беседы Иисуса Христа с учениками ап. Филипп просил Его: «Господи, покажи нам Отца Своего». Тогда Господь сказал ему: «Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня. Видевший Меня видел Отца. Разве ты не видишь, что Я в Отце и Отец во Мне?».
    Апостол Филипп проповедовал в Азии и Африке, совершил много чудес, воскресил нескольких умерших. Однажды, когда проповедовал в Элладе, в Греции, сюда прибыл еврейский первосвященник и с гневом сказал ему: «Не довольно тебе обольщать простой народ в Иудее, ты пришел и к премудрым эллинам, чтобы прельщать их учением Иисуса, Которого умертвили позорною смертию за противление закону Моисееву, и тело Которого вы, Его ученики, украли, а сами разгласили, что Он воскрес». Святой апостол отвечал архиерею: «Зачем ты говоришь ложь? Не вы ли положили печать ко гробу Христову и приставили стражу? А затем, когда Христос воскрес, не вы ли дали воинам золота и велели говорить, что Христос был украден, когда они спали?». Тогда архиерей хотел было собственными руками убить апостола, но вдруг ослеп. Святой апостол Филипп обратил ко Христу целую страну, называемую Ефиопиею - нынешнюю Нубию. В Иераполе Фригийском он скончался мученически - его распяли вниз головою. Мощи святого апостола Филиппа находятся в Риме, в церкви 12 апостолов.
    После дня св. Филиппа начинается пост, называемый Рождественским. Пост установлен для приготовления к празднику Рождества Христова. Пост этот древний, на него есть указание в IV и V веках.
    Сегодня дома читаем: от Иоанна (1:43- 51)
    --------------------------------------------------------------------------------
    РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИПОВ) ПОСТ.
    (28 ноября 2025 – 6 января 2026 г.г)
    Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.
    Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу. Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов.
    Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, чем в монастырях, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).
    --------------------------------------------------------------------------------
    ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ.
    Переводчик «Добротолюбия».
    (28 ноября по н. ст., пятница) Рождественский пост.
    Прп. Паисию Величковскому русские православные люди обязаны тем, что имеют теперь пять обширных томов «Добротолюбия», в котором собраны аскетические сочинения святых отцов древности. Молдавский старец собрал и перевел, а митр. Санкт-Петербургский Гавриил издал это бесценное сокровище духовной мудрости. Ради этого великого дела Промысл Божий привел молодого еще инока Платона на Афон. Многие места обошел он на Святой горе в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и, не найдя таковых, вселился один в пустыне, пробыв в этом подвиге 40 месяцев. Здесь же, на Афоне, отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский облачил его в мантию с переменой имени на Паисий. Вскоре вокруг него стали собираться ученики. Когда братии набралось до 12 человек, Паисий по их просьбе принял священный сан. В 1768 г. в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келию пророка Илии и с благословения Цареградского патриарха начал строить одноименный скит, куда прибыло до ста выходцев из Запорожской Сечи и других мест Украины. Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой горы он вместе с 64-мя иноками возвратился в Валахию (область в Румынии).
    «Еще на Афоне, - пишет Г. Флоровский,- Паисий начал собирать и проверять славянские переводы аскетических памятников. Это оказалось трудной работой - по неискусству древних переводителей и еще более по нерадению переписчиков. Очень нелегко оказалось собрать и греческие рукописи. Нашел Паисий нужные ему книги не в больших обителях, но в небольшом и отдаленном скиту св. Василия. И там ему объяснили, что "книги эти самым чистым еллино-греческим языком написаны, которые ныне, кроме ученых лиц, мало кто разумеет, многие же не разумеют, из-за этого книги те пришли во всесовершеннейшее забвение"». С переселением в Молдавию переводческая работа старца Паисия становится планомерной, особенно в Нямецком монастыре (с 1779 г.). Паисий очень ясно понимал все трудности пере¬водческого дела и необходимость знания языков. В первое время он опирался на молдавские переводы. Он собирает у себя большой кружок писцов и переводчиков, посылает своих учеников учиться по-гречески даже в Бухарест. И сам с большим увлечением входит в эту литературную работу. Старец был очень строг к своим переводам, боялся их широко распространять. Переводили у него и с латинского. Нямецкий монастырь становится при старце Паисии большим литературным Центром, очагом богословски-аскетического просвещения. И в тот век душевной раздвоенности и разорванности (ибо петровский «Духовный регламент» привел к резкому сокращению русских монастырей, обескровил и обездолил монашество) проповедь духовного собрания и цельности получала особую значительность. Издание славяно-русского «Добротолюбия» было событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще. М. Концевич
    До самой смерти старец Паисий не оставлял трудов по переводу. Покрытый ранами на правом боку, лежа на одре, он облагал себя книгами, ставил свечу и писал всю ночь, забывая болезнь свою. Великой душевной красоте старца соответствовал и облик его.
    Сегодня дома читаем: от Иоанна (21:15- 25)
    --------------------------------------------------------------------------------
    ПОСТОЛА ИЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ.
    (29 ноября по н.ст., суббота) Рождественский пост.
    Апостол и Евангелист Матфей, иначе Левий, сын Алфея и родной брат апостола Иакова Алфеева, был мытарем, т.е. сборщиком податей. Увидев его у сборного места мытарей, Иисус Христос сказал: «Следуй за мной», и он пошел и сделался учеником и апостолом Христовым. Святой евангелист Матфей проповедовал во многих местах. Укрепляемый благодатию Божиею, он явился с проповедию в Эфиопию к самому дикому и звероподобному племени – людоедам и имел большой успех, совершая чудеса. Он исцелил жену и сына князя людоедов Фульвиана.
    Князь сначала уважал апостола, а потом, возбужденный злым духом, начал гнать его и приказал замучить. Положив святого на землю и прибив к ней гвоздями по рукам и ногам, заложили его хворостом и, облив все смолою и серою, зажгли. Огонь сначала было разгорался, но вдруг погас. Тогда сделан был новый большой костер и вокруг него поставлены 12-ть золотых идолов. Идолы растаяли от огня как воск, огонь же устремился на князя-мучителя и только по молитве св. апостола был остановлен и потушен. Многие уверовали, видя такое чудо, и сам Фульвиан хотел с честью вывести апостола из огня, но он уже скончался. Тогда Фульвиан всенародно исповедал Христа и просил св. апостола простить грехи против него.
    Св. апостол Матфей написал первое Евангелие, почему и называется евангелистом. Написал его чрез 8-мь лет по вознесении Христовом для уверовавших иудеев. Св. Матфей изображается с человеком в виде ангела, так как он повествует об Христе, как Сыне Божием, воплотившемся и родившемся на земле. Мощи св. апостола почивают в Салерно, а глава - в Риме.
    Сегодня дома читаем: от Иоанна (21:15-25), от Луки (9: 57-62).
    --------------------------------------------------------------------------------
    Неделя 25-я по Пятидесятнице
    ПРП. НИКОНА, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, УЧЕНИКА ПРП.СЕРГИЯ.
    (30 ноября по н.ст., воскресенье) Рождественский пост.
    Ученик преподобного Сергия Радонежского. Родился в Юрьеве-Польском. В юном возрасте, услышав об Ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте.
    Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву Лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником.
    Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился.
    При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского.
    После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной.
    Сегодня дома читаем: от Матфея (10:1,58), от Луки (12:16-21)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВ.НИКОЛАЯ ВИНОГРАДОВА ИСПОВЕДНИКА, ПРЕСВИТЕРА.
    (1 декабря по н.ст., понедельник) Рождественский пост.
    25 июля 1908 года, за полгода до своей кончины, святой праведный Иоанн Кронштадтский записывает в своем дневнике карандашом: «Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово». О причинах появления этой записи остается только гадать. Известно, что именно в эти дни отец Иоанн объезжал Ярославскую епархию. Видимо, не мог один святой, широко известный на всю Россию и уже заканчивающий путь своей жизни во Христе, не заметить и не отметить другого, которому не суждено будет приобрести такую же известность, но который стяжает святость подвигом исповедания Христовой веры. Отец Иоанн Кронштадтский как бы указывает нам на скромного священника села Малахово, как на образец того, как надо жить во Христе даже в самую лютую годину.
    Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.
    Сегодня дома читаем: от Луки (27:20-25)
    --------------------------------------------------------------------------------
    СВТ. ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА), МИТР. МОСКОВСКОГО.
    (2 декабря по н.ст., вторник). Рождественский пост.
    Оценка жизни и трудов свт. Филарета
    Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):
    Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится.
    Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях.
    Сегодня дома читаем: от Луки (17:26-37)
    --------------------------------------------------------------------------------
    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»
    (2 декабря по н.ст., вторник). Рождественский пост.
    Иконе молятся при параличе и расслаблении, об исцелении страждущих головной болью, об исцелении душевных и телесных болезней при немоте,
    косноязычии, заикании.
    Первые упоминания об иконе встречаются еще в письменах Византии. В документах XVII в упоминается ее принадлежность патриарху Афанасию III (Константинополь). Благодаря ему, в 1653 г она попадает на русскую землю. Как не стало обладателя (1654 г), складень переходит в Ватопедский монастырь.
    Афанасий III жил и служил Господу в Ватопедском монастыре (св. Афон). В 1849 г на келейном месте предстоятеля византийской церкви стал действовать всемирно известный в дальнейшем Свято-Андреевский скит. Икона Божией Матери была передана как благословение игумену Виссариону.
    В те времена, чтобы собирать средства для скита, в Санкт-Петербург был отправлен иеромонах Феодорит. Для поддержания в столь важном деле ему посылается и икона «В скорбях и печалях утешение». Летом 1853 г сначала она на корабле прибывает в Одессу и только потом уже в столицу.
    К сожалению, пока образ доставляли в Санкт-Петербург, его повредили. Целых 6 лет икона путешествовала с Феодоритом, когда тот выполнял свое важное поручение. В обитель на св. Афон возвращение иконы состоялось лишь в 1859 г.
    --------------------------------------------------------------------------------
    ПРМЦ. ТАТИАНЫ ФОМИЧЕВОЙ.
    (3 декабря по н. ст., среда). Рождественский пост.
    Новомученица, причислена к лику святых в 2000 году. Родилась в 1897 году в семье крестьян. В 1916 году поступила в Борисоглебский монастырь. После закрытия обители вернулась в родной дом. В мае 1931 года была арестована. До 1934 года находилась в исправительно-трудовом лагере. После освобождения поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района. Там она помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру. В 1937 году была вторично арестована вместе с отцом Владимиром. Татиану Фомичеву приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там она и скончалась.
    Сегодня дома читаем: от Иоанна (10:9-16)

    
    ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
    (4 декабря по н. ст., четверг) Рождественский пост.
    Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы, дали обет посвятить дитя Богу. Мать благоговейно относилась к богоданному младенцу; поместив девочку в особое место в доме, ухаживать за ней пригласила непорочных отроковиц из Храма; и нога ее не касалась земли с того дня, как девочка пошла в шесть месяцев, и до дня Введения во Храм в три года.
    Родители хотели, чтобы день этот стал праздником для ребенка. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках, привели ее в Иерусалимский храм Сам первосвященник со множеством священников встречал ее. Девочке нужно было подняться по ступеням, слишком высоким для нее, но Анна, нисколько не сомневаясь, поставила Марию на первую ступень, и девочка неожиданно легко и быстро поднялась до верхней — пятнадцатой. Здесь первосвященник, по внушению свыше, встретив младенца Марию, ввел ее в Святая Святых — место, где находился Ковчег Завета, место Божественного Присутствия, куда священник входил раз в году с очистительной и жертвенной кровью. Народ и священники дивились необыкновенному событию.
    Праведные Иоаким и Анна, поручив дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Девочка осталась в помещении для девственниц при храме, где воспитывались посвященные на служение Богу, читали Священное Писание, вышивали священные покровы для храма. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы, сокровенна и ее жизнь в Иерусалимском храме. Предание говорит, что, возрастая в любви к Богу, пищу она принимала из рук Ангела.
    Праздник посвящения Девы Марии Господу существовал еще у древних христиан, а св. царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
    Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий; Сия есть селение небесное. (Кондак, глас 4-й).
    Сегодня дома читаем: от Луки (1:39-49,56)
    

    Image news